Культура и религия (музей и храм) - image  on http://infoproffi.ru

Культура и религия (музей и храм)

Музей


Историко-этнографичекий музей Мясниковского района

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, с.Чалтырь, ул. Ленина, 38
Телефон: +7 (86349) 235-62
Время работы: 9:00 – 17:00 ежедневно, кроме воскресенья, понедельника.

Историко-этнографический музей Мясниковского района был открыт в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области 24 апреля 1992 года, в День памяти жертв геноцида армян в Османской империи.

В музее создана постоянная экспозиция, посвященная переселению армян с полуострова Крым на Дон, жизни армян на донской земле. В музейной экспозиции представлены материалы по истории и этнографии, включающие в себя старинную домашнюю утварь, орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX веков. Здесь также представлены предметы быта, привезенные армянами при переселении из Крыма. На открытой площадке музея установлена армянская дворовая печь.

В музее собрано много исторических фотографий, здесь хранятся ценные исторические документы и рукописи. Музей также располагает картинами местных художников. В залах музея проводятся временные тематические выставки: ко Дню освобождения Мясниковского района от немецко-фашистских захватчиков, ко Дню памяти жертв геноцида армян 1915 г., ко Дню Победы и др.

Музей уделяет внимание использованию народных традиций и фольклора — богатством, выработанным поколениями армян. Для школьников здесь проводятся фольклорные праздники, игры и конкурсы.

Сотрудники музея читают лекции, посвященные армянской культуре и истории: «Святая письменность армянская», посвященная созданию армянского алфавита, «Геноцид – преступление против человечества» и др.

В 2011 году музей посетил премьер-министр Республики Армения Тигран Саркисян. Для оформления новой выставки русско-армянской дружбы в музей были переданы предметы историко-этнографического музея: национальная одежда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия труда.

В настоящее время при Историко-этнографическом музее функционирует литературная студия имени Р. Патканяна и фольклорная группа «Цахкепунч». Литературная студия была основана поэтом-краеведом Хевондом Кристостуряном.


Народный музей с. Крым

Адрес: 344113, Россия, Ростовская область, с. Крым, ул. Мясникяна. Дом культуры

Народный музей армянской культуры расположен в селе Крым Мясниковского района Ростовской области. Нынешние армяне села являются потомками армян, переселившихся сюда из Крыма.

В разное время полуостров Крым был населен армянами, переселившимися из Великой Армении, Малой Азии и Болгарии. Прожив там шесть столетий они, по указу Екатерина II от 9 марта 1778 года, были добровольно переселены в земли нынешней Ростовской области. Армянская колония на Дону была образована в 1779 году. Городские жители Крыма переселилась в город Нахичевань, а сельское население — в села Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несвита (Несветай). Живя в Крыму, армяне сохранили диалект армянского языка, народные обычаи, обряды, элементы народного быта. Переселенцам была дана свобода вероисповедания. Им позволялось строить церкви и колокольни, отправлять церковные обряды, подчиняться только верховному патриарху всех армян – эчмиадзинскому католикосу.

Исторические документы, предметы армянской культуры и быта были собраны в созданном в 1980 году в селе историко-этнографическом музее. Первым заведующим музеем был Айка Андирасович Поповян. Поповян долгие годы работал в местной школе, где создал уголок истории села. Но со временем этот “малый музей” перестал отвечать возросшим духовным потребностям сельчан. В 1979 году правление колхоза им. Лукашина (руководитель Г. А. Срабионян) решило организовать в с. Крым музей истории села и отдать ему часть помещений местного Дома культуры. Рядом с домом культуры находится действующая армянская церковь Св. Христа Спасителя (арм. Սուրբ Ամենափրկիչ, Сурб Аменапркич), построенная в конце XIX — начале XX веков.

Дом культуры села имеет зрительный зал на 600 посадочных мест, библиотеку. В фонде музея было собрано около 1340 наименований предметов, книг и документов. Материалы представлены в хронологическом порядке с даты основания села — Я с 1779 года и до наших дней. В 1987 году музею села Крым Приказом Министерства культуры СССР было присвоено звание «Народный музей».


ГБУК РО Археологический Музей-Заповедник Танаис

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, хутор Недвиговка
Телефон: +7 (863) 210-64-56, +7 (863) 210-64-57
Режим работы: 9:00 – 17:00 ежедневно.

Археологический музей-заповедник “Танаис” открыт в 1961 г. на базе раскопок уникального памятника археологии – города Танаиса, основанного боспорскими греками в III в. до н.э., который и поныне является важнейшим звеном общеевропейской культуры.

Археологический музей-заповедник “Танаис – один из крупнейших археологических музеев-заповедников России (1500 га). Расположен в 35 км от г. Ростова-на-Дону, на берегу р. Мертвый Донец, в окрестностях хутора Недвиговка.

Древний город, руины которого сохранились в устье Дона (Танаиса), близ побережья Азовского моря (Меотиды), основан в начале III в. до н. э. греками – выходцами из Боспорского государства. Река Танаис в ту эпоху считалась границей между Европой и Азией, город же стал крайним северо-восточным пунктом античного мира. На протяжении почти семи веков он был важным центром торговли между Боспором и племенами приазовских и донских степей. Часть представителей этих племен влилась в состав населения города, где со временем сложилась своеобразная синкретическая культура, включавшая как элементы греческие, так и особенности культуры степного населения (на раннем этапе скифы, затем сарматы, меоты).

В конце I в. до н. э. боспорский царь Полемон I разгромил Танаис «за неповиновение». Был разрушен его западный район, снесены все оборонительные укрепления. Город прочно вошел в состав Боспорского царства. Вскоре началось его восстановление. Время экономического и культурного расцвета Танаиса пришлось на II – первую половину III вв. н.э. В середине II в. в городе произошла катастрофа, причинившая ему значительный ущерб. Ее можно связать с проникновением с востока на Нижний Дон мощных военизированных кочевых образований – носителей позднесарматской культуры.


Храмы


Церковь святого Амбарцума (Вознесения), Армянская апостольская церковь, православный храм (середина XIX века)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский р-н, село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12А
Телефон: +7 (86349) 2-23-45

Церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения) села Чалтырь основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года.

У построенной каменной церкви была деревянная колокольня. Со временем церковь обветшала, ее колокольня накренилась. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились с прошением в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви построить новую церковь. Была составлена смета строительства.

Разрешение было получено и в 1860 году началось строительство новой церкви. Церковь строилась по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова на средства прихожан и была построена в стиле классицизма. Старая церковь была снесена и на ее месте было построено здание церковно-приходской школы.

В 1883 году проводилась реставрация церкви, в ходе которой были выстроены 12 новых постаментов с ликами святых, установлены три новых двери с разноцветными витражами. Территорию церкви огородили кованой оградой.

В годы Великой Отечественной войны церковь была закрыта. Здание церкви использовалось в разных. В 1944 году церковь была вновь открыта. В 1990 году около нее был установлен священных для армян символ – хачкар. Установленный хачкар представлял собой копию хачкара 1279 года, находящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Надпись на пьедестале хачкар говорит, что он установлен в память о турецком геноциде армян в 1915 году.


Хачкар (крест-камень), копия с Хачкара ХП в.

Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.

В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.

Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.

В самых разных местах Армении (впервые — на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами.

Сюжеты таких изображений традиционны: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращённый вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже — Крещение и Распятие.


Храм Аменапркич (спасителя) с.Крым (середина XIX в.)

Строительству церкви предшествовало создание проекта строительства. В 1892 году проект был предоставлен в Нахичевано-Бессарабскую консисторию. Строительство предполагалось вести на средства прихожан епархии, а также на предполагаемые доходы от 200 десятин земли, которые были выделены для строительства церкви.

23 августа 1895 года строительство церкви Сурб Аменапркич было разрешено указом императора Николая Второго. Завершилось строительство в 1902 году. В церкви был устроен деревянный алтарь, поэтому священник церкви Барсег Нагапетян обратился к прихожанам за помощью в обустройстве алтаря. Получив разрешение от духовного начальства, он в 1902 году с помощью прихожан построил новый алтарь.

В 1904 году при церкви Сурб Аменапркич была основана женская церковно-приходская школа. В 1912-1913 годах в школе обучалось 149 учениц. Мужская церковно-приходская школа была основана в 1909 году, построена в 1910 году, в том же году в ней обучались 174 ученика. Школа имела библиотеку с книжным фондом 318 книг и существовала за счет доходов церкви и пожертвований прихожан.

В начале 1930-х годов по распоряжению властей церковь Аменапркич была закрыта.

В годы Великой Отечественной войны богослужения в церкви были возобновлены. В января 1960 год власти Мясниковского райсовета решили изъять у религиозной армяно-григорианской общины здание церкви. Решение было поддержано Ростоблисполкомом в мае 1960 года. Причиной было малое количество верующих в селе. После этого здание церкви переоборудовали под учебно-производственные мастерские, потом здесь устроили амбар.

В 1982 году на средства колхоз имени Лукашина в храме начались реставрационные работы. В настоящее время церковь взята под государственную охрану, здание церкви является памятником культуры регионального значения. 21 сентября 1996 года церковь была освящена, в ней начались богослужения.


Церковь Сурб Геворг, (святого Георгия), Православный храм,армянская апостольская церковь (середина XIX в.)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, с.Султан-Салы, Первомайская ул., 1Б

Заселение армянами Донских земель происходило более двух веков назад. В конце XVIII века Екатерина II издала Указ о переселении армян из Крыма в Приазовье. В 1779 году тысячи армян прибыли на новое место жительства, основав села Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай. Село Султан Салы было основано в 1779 году, а сельская церковь Церковь Сурб Геворг была основана в 1795 году. Каменная церковь в селе была построена в 1795 году.

В 1848 году церковь уже находилась в ветхом состоянии и прихожане обратились с прошением в консисторию на разрешение собрать пожертвования на ремонт церкви. Арутюн Халивов, городской голова Ново-Нахичевани, возглавил сбор пожертвований. Позднее прихожане решили, что вместо ремонта церкви лучше построить новую, тем более, что в 1849 году церковь подверглась разграблению.

На собранные средства с прихожан в 1850 году в селе построили новую церковь. В 1854 году было решено усовершенствовать вновь отстроенную церковь, на что ктитор церкви обращался с просьбой в духовное правление, послал план и смету перестройки. В 1858 году на перестройку храма было получено разрешение.

Священник Погос Хрчян вместе с архитектором Гавриловым в 1863 году провели осмотр села на выяснение места постройки ограды церкви.

В марте 1864 году старая церковь была самовольно снесена прихожанами, а в 1867 году была полностью реконструирована и освящена новая церковь.

В последующем церковь несколько раз ремонтировали. В 1881 году консистория разрешала ремонтировать храм снаружи, в 1893 году проводился косметический ремонт.

При церкви в 1872 году была открыта церковно-приходская школа. В 1908 году в ней учились 126 человек.

Церковь пострадала 28 октября 1896 году, когда во время сильной бури был снесен купол вместе с крестом. При советской власти, в 1930 году церковь закрыли.

Пострадала церковь от обстрелов во время Великой Отечественной войны, после чего стояла в ветхом состоянии до настоящего времени. На сегодняшний день по инициативе настоятеля церкви Тер Тадеоса Гайбаряна проводятся работы по восстановлению храма, выполнен архитектурный проект реставрации церкви, проведена регистрация религиозной общины.


Храм Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи),Католический храм, армянская апостольская церковь (середина XIX в.)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, с.Несветай, ул. Ворошиловская

Заселение армянами Донских земель происходило более двух веков назад. В конце XVIII века Екатерина II издала Указ о переселении армян из Крыма в Приазовье. В 1779 году тысячи армян прибыли на новое место жительства, основав села Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай. Село Несветай было основано в 1780 году, а сельская церковь Сурб Карапет была основана в 1790 году.

В 1837 году купец первой гильдии Ново-Нахичевани Махтеси Карапет Тоникян обратился с прошением в Ново-Нахичеванское духовное правление, чтобы ему разрешили построить в селе на собственные средства новую церковь, так как здание старой церкви находилось уже в ветхом состоянии. Разрешение было получено и весной 1858 года строительство церкви было начато. Церковь была рассчитана на одновременное посещение 250 прихожан. 12 июля 1866 года купец скончался и церковь осталась недостроенной. Тоникян завещал после его смерти завершить строительство храма. В свое время он приобрел много строительных материалов на постройку храма, которые могли пригодиться для продолжения стройки.

К 1866 году на сооружение церкви Сурб Карапета потратили около 30 тысяч рублей, при этом строительство здания было закончено до карниза.

В 1867 году прихожане решили построить новый храм, используя оставшиеся стройматериалы и обратились в консисторию за разрешением на строительство. Строительство новой церкви прихожане обосновывали тем, что архитектура начатой церкви не соответствовала армянской, а также место не было правильно выбрано. Но в ноябре 1869 году консистория разрешила прихожанам только завершить строительство начатой Тоникяном церкви, используя купленные Тоникяном стройматериалы. В 1870 году строительство церкви было завершено.

При храме еще в в 1868 году была открыта церковно-приходская школа, в которой сразу обучалось 18 детей. В 1896 году число учеников увеличилось до 87. В 1903 году школу передали в ведение министерства просвещения, сохранив при этом церковное финансирование.


Храм Аствацацин (Успения Богородицы), православный храм (1856г.)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, с.Большие Салы

Согласно указу императрицы Екатерины Второй от 9 марта 1778 года, касающегося переселению армян на Дон, им разрешалось строительство церквей и проведение в них обрядов по национальным законам и обычаям, подчиняясь только Эчмиадзинскому католикосу — Верховному патриарху всех армян. Переехав на новые земли, армяне начали возводить церкви.

В 1848 году прихожане села Большие Салы, среди которых были и армяне, решили построить кирпичную церковь. В 1860 году началось её строительство. В 1867 году церковь была построена. Проект церкви в Новых Салах был сделан Таганрогским архитектором Н. Муратовым. Проект церкви утвердил Католикос Всех Армян Нерсесом V (1843—1857) в середине пятидесятых годов девятнадцатого столетия. После его смерти содействие строительству оказывал Католикос Матевос I (1858—1865). После окончания строительства в 1867 году Католикос Геворк IV (1866—1882) освятил церковь.

В 1938 году церковь была закрыта, часть её имущества продавали через местный магазин.

Немцы в селе Большие Салы. Сзади видна церковь Сурб Аствацацин
В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, а её здание колхоз использовал под зернохранилище.

К концу войны в 1945 году церковь вновь стала действующей. В селе 3 мая 2001 года была зарегистрирована религиозная организация — «Церковь Сурб Аствацацин». В этом же году началось восстановление здания церкви, к 2003 году был восстановлен купол и часть стены церкви. Прихожане нашли и вернули в храм частично утерянные после войны Образа Святых и кое-какую церковную утварь.

В 2008 году церковь Сурб Аствацацин была полностью восстановлена. 7 сентября этого года Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин II освятил церковь.

В это время был освящен привезенный из Армении Хачкар — крест-камень, символ армянской духовности и связи с исторической Родиной. Камень установили недалеко от храма в честь русско-армянской дружбы. Камень был подарен бизнесменоми Артуром Ханамировичем Карапетяном.


Церковь Божьей Матери «Живоносный источник» (1858г.)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, с.Петровка, возле целебного источника

История храма «Живоносный Источник» ведет свое начало от 1841 года. В XIX веке место, где находится храм, прославилось явлением иконы Божией Матери у местного родника. Источник получил известность чудотворениями и исцелениями больных.

По преданию, летом 1841 года у села Петровка остались переночевать несколько крестьян. На другой день младший из них пошел за водой к источнику и увидел там икону Божией Матери с Младенцем в правой руке. При этом святая икона не плавала, а стояла вертикально, касаясь основанием камня, лежавшего на дне колодца. Крестьянин рассказал об этом другим людям. Тогда все крестьяне отправились к источнику и увидели то же самое. Потом они поведали о случившемся управляющему Бабинским поселком. Весть о явлении иконы Богоматери в Кринице быстро разнеслась по окружающим селам. К новой святыне стали приходить верующие люди. Источник стал известен под именем «Бабинского», а еще чаще его называли «Кринички».

В 1848 году при источнике была построена часовня, украшенная святыми иконами. К концу 1849 года стараниями полковника Петра Иловайского и есаула Ивана Каршина здесь соорудили деревянную церковь во имя Живоносного Источника Божией Матери. Был создан приход при Бабинском целебном источнике.

6 августа 1850 года по участию Войскового Наказного Атамана Михаила Григорьевича Хомутова состоялась закладка существующего ныне каменного храма.

Храм хотели построить так, чтобы источник был в середине здания, однако строители побоялись, то под тяжестью стен можно будет передавить водяную жилу. Поэтому храм соорудили выше самого источника на искусственной площадке с каменной лестницей к источнику. Вокруг храма и криницы была посажена роща. Храм строился по плану и рисункам архитектора Ивана Иосифовича Вальпреде. Строительство продолжалась 8 лет, вплоть до 1858 года.

Вначале хотели освятить новый храм во имя Скорбящей Божией Матери, но освятили его в честь Живоносного Источника. Временная временную церковь переименовали во Владимирскую, в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1866 году ее разобрали. Недалеко от храма для паломников построили два небольших домика.


Пантелеймоновская церковь, Православная церковь

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, хутор Калинин


Храм Георгия епископа, православный храм

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, Социалистическая ул., 25Р


Воскресная школа при Храме Успения Пресвятой Богородицы (Воскресная школа, православный храм)

Адрес: Россия, Ростовская область, Мясниковский район, хутор Недвиговка, ул. Ченцова, 8
Телефон: +7 (86349) 2-02-45